127055, Москва, ул. Лесная 39
Пн-Пт 9:00 — 18:00
Сб, Вс — выходной
Мы в социальных сетях:
7 Ноября 2017

Текст пункта 2: «Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года – административным истцом в судебном порядке посредством  предъявления  следующих требований:
     об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
     об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее – заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
      об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии».
 
Комментарий к пункту 2.
Природа требований, которые необходимо было предъявлять в судебном порядке, длительное время была непонятной для тех, кто пытался оспаривать результаты определения кадастровой стоимости. Пункт 2 комментируемого постановления завершает длительный период неясности в вопросе о разграничении исков, связанных с пересмотром кадастровой стоимости.  Собственно сама идея создания системы исков, видимо, возникла первоначально из практической проблемы, поскольку суды испытывали затруднения в определении связи между предметом заявленных требований и степенью защиты нарушенного права.  Система исков об оспаривании результатов установления (определения) кадастровой стоимости, суть которой состоит в том, что при определенных обстоятельствах нарушенное право должно защищаться точно определенным иском, с одной стороны, упрощает работу юристов и оценщиков, представляющих в ходе судебного оспаривания интересы титульных владельцев объектов недвижимости, но, с другой стороны, оставляет без должной защиты допускаемые нарушения прав в сфере применения  кадастровой стоимости как инструмента налоговой политики.
В последнее время возрастает число исков, связанных с необоснованным включением объектов недвижимости как в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.12 ФЗ Об оценочной деятельности), так и в перечень объектов, подлежащих налогообложению исходя из кадастровой стоимости (пункт 7 (1) статьи 378.2 НК РФ). Анализ судебной практики показывает, что надлежащей судебной защиты по требованиям о признании незаконными действий органов исполнительной власти по включению объектов недвижимости в указанные перечни, заинтересованные лица не получают. Доказательством подобного вывода может служить правовая позиция, высказанная Верховным Судом РФ в определении от 28.01.2015 г. по делу № АПГ14-59. Признав незаконными действия по включению объектов недвижимости в перечень объектов, подлежащих налогообложению исходя из кадастровой стоимости, Верховный Суд РФ отклонил доводы о необходимости признания незаконного нормативного акта недействующим с момента его утверждения со следующей мотивировкой: в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Рассматривая приведенное выше дело, суд установил наличие фактов применения оспариваемого нормативного акта,  что и обусловило возможность признания его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
     Таким образом, складывается следующая картина: если заявляются требования, отнесенные пунктом 2 комментируемого постановления к числу тех, которые направлены на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, то защита обеспечивается путем пересчета налоговых и иных платежей с начала налогового периода или 1 января года, в котором подано соответствующее заявление (статья 24.20 ФЗ Об оценочной деятельности). Но если предъявляются требования, отличные от тех, которые указаны в данном пункте, то удовлетворение подобных требований не повлечет за собой пересчет налоговых и иных платежей с 1 января года, в котором подан соответствующий административный иск.
     Обращает на себя внимание тот факт, что в указанном пункте проводятся различия между заявлениями о:
(а) пересмотре кадастровой стоимости, к которым относятся требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, а также требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки, и
(б) заявлениями об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии, которые, если исходить из буквального смысла комментируемого пункта, заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости не являются.
     Но вместе с тем, и те и другие являются требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
    Таким образом, для целей точного и правильного формулирования административного иска следует учитывать, что результаты определения кадастровой стоимости оспариваются путем заявления только требований об:
- установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее – заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
-  оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
     Среди названных выше способов защиты только первые два Верховный Суд РФ относит к требованиям (заявлениям) о пересмотре кадастровой стоимости. Подобную градацию необходимо учитывать, поскольку это имеет весьма серьезное практическое значение.
  Текст пункта 3:
«Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании пункта 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), пункта 15 статьи 20 КАС РФ подается в  верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 28 ГПК РФ, часть 2 статьи 24 КАС РФ).
     В силу взаимосвязанных положений части 1 статьи 154 и части 1 статьи 246 ГПК РФ споры о пересмотре кадастровой стоимости разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд по правилам главы 23 ГПК РФ.
    После введения в действие КАС РФ данные дела разрешаются в сроки, установленные статьей 141 КАС РФ в соответствии с правилами главы 25  КАС РФ».
  Комментарий к пункту 3.
Создание Верховным Судом РФ системы исков, как представляется, было призвано обеспечить отсутствие каких-либо споров относительно подсудности дел, связанных с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости. В комментируемом постановлении разграничиваются различные средства защиты прав титульных владельцев объектов недвижимости, в связи с чем, в зависимости от фактических обстоятельств, может заявляться только определенный административный иск, который основан именно на этих обстоятельствах, и потому не пригоден какой-либо иной. На основе указанной градации, судам можно будет давать оценку либо верного, либо неверного (ошибочного) требования, то есть требования, предполагающего иные наличные факты, а также требования, в котором дана неверная (ошибочная) юридическая квалификация правоотношению сторон.
     Пункт 3 комментируемого постановления начинается с указания на то, в каком порядке рассматриваются заявления о пересмотре кадастровой стоимости. В комментариях к пункту 2, мы обращали внимание на введенное Верховным Судом РФ различие между требованиями об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (заявления о пересмотре кадастровой стоимости) и требованиями об  оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии. По этой причине, содержание пункта 3 следует понимать таким образом, что в  верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, подаются заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и заявления об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
      Определив в качестве компетентного суда, имеющего право рассматривать дела о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, суды общей юрисдикции уровня субъекта РФ, Верховный Суд РФ в комментируемом пункте ответил на вопрос о территориальной подсудности. Подобный вопрос разрешен в зависимости от того, кто будет являться административным ответчиком.
     Общее правило об определении места рассмотрения дела сформулировано в статье 22 КАС РФ, в соответствии с которой  административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения.
     В силу того, что административными ответчиками по делам о пересмотре кадастровой стоимости могут являться:
- территориальное управление Росррестра (орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке);
- Федеральное государственное бюджетное учреждение  «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Росреестра» по конкретному субъекту РФ (орган, осуществляющий функции по ведению государственного кадастра недвижимости);
- орган местного самоуправления (в случае делегирования ему функций по утверждению результатов государственной кадастровой оценки),
- исполнительный орган власти субъекта РФ, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки,
то возникает ситуация, при которой одно административное исковое заявление будет адресовано к нескольким административным ответчикам.   В этом случае необходимо руководствоваться положениями статьи 26 КАС РФ: административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.
     Срок для рассмотрения дела по существу и принятия решения по нему - один из важных сроков, установленных процессуальным законодательством, поскольку влияет на эффективность правосудия по гражданским делам.    В  действующих ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ (статья 3) указание на "своевременность" рассмотрения и разрешения дел помещено законодателем рядом с указанием на "правильность", чем обозначена задача обеспечения соотношения между продолжительностью судебного разбирательства и достижением цели административного судопроизводства - защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статья 141 КАС РФ устанавливает, что административные дела рассматриваются и разрешаются судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом. По сложным административным делам 2-х месячный срок может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.
В КАС РФ не указаны категории административных дел, к которым применяются положения о продлении срока рассмотрения. К таким делам могут быть отнесены дела, требующие назначения экспертизы, направления судебного поручения, истребования материалов от граждан и организаций, находящихся вне района деятельности суда, рассматривающего административное дело. При исчислении срока рассмотрения административного дела период, указанный в определении, добавляется к сроку, предусмотренному КАС РФ. Таким образом, административное дело считается рассмотренным в срок в случае, если длительность его рассмотрения не превышает совокупность срока рассмотрения, предусмотренного статье 141 КАС РФ для данной категории административных дел, и срока, указанного в мотивированном определении председателя суда о продлении срока рассмотрения и разрешения административного дела
Следует обратить внимание на то, что срок начинает течь со дня поступления административного искового заявления в суд, а не с даты вынесения судом определения о принятии дела к производству. Доказательством наличия даты принятия заявления является регистрационный штамп на копии заявления, которая проставляется работниками отдела делопроизводства или приемной  суда при приеме документов. Регистрационный штамп проставляется на всех входящих в суд документах и в нем указывается дата поступления документа, входящий номер и условное обозначение (индекс) того подразделения суда, в которое документ должен быть передан. Штамп ставится на входящих регистрируемых документах на лицевой стороне первого листа документа или обложки дела в правом нижнем углу. Кроме этого, вся подлежащая регистрации корреспонденция регистрируется в журналах учета входящей почты и базе данных автоматизированного судебного делопроизводства (пункты 3.3, 3.4 Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 161).
Дата подачи заявления имеет не только процессуальное значение как точка отсчета срока рассмотрения дела. В силу положения статьи 24.20 ФЗ Об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Поэтому не следует путать:
(а) дату подачи заявления в суд, которая является началом исчисления срока для рассмотрения дела, и (б) дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости,  применяются для целей налогообложения (иных установленных законодательством целей) и указывается в резолютивной части решения суда.
Вопрос о правовом значении даты обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости более подробно будет рассмотрен в комментариях к пункту 25 постановления.
     Последовательно проводя в жизнь идею эффективного административного судопроизводства, законодатель в статье 10 КАС РФ, предусмотрел правило, в соответствии с которым в случае, если после принятия административного искового заявления к производству суда административное дело длительное время не рассматривается и судебный процесс явно затягивается, председатель суда по своей инициативе или на основании соответствующего заявления заинтересованного лица об ускорении рассмотрения административного дела вправе вынести мотивированное определение об ускорении рассмотрения административного дела. В заявлении об ускорении рассмотрения административного дела должны быть, в частности, указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее заявление, основывает свое требование. Заявление об ускорении рассмотрения административного дела рассматривается председателем суда не позднее следующего рабочего дня после дня поступления этого заявления в суд без извещения лица, подавшего заявление, и иных лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное определение об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом.
     Таким образом, при оспаривании кадастровой стоимости существует механизм ускорения процесса рассмотрения дела по инициативе административного истца.
     Поскольку в случае привлечения соответчика или соответчиков к участию в деле (часть 3 статьи 40 ГПК РФ), замены ненадлежащего ответчика надлежащим (часть 1 статьи 41 ГПК РФ) подготовка и рассмотрение дела в суде производятся с самого начала, течение срока рассмотрения дела, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, по аналогии с положениями части 3 статьи 39 ГПК РФ должно начинаться со дня совершения соответствующего процессуального действия (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях"). По всей вероятности, подобные положения будут применяться судами по аналогии и при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
     Текст пункта 4: «В силу абзаца тридцать шестого статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решения Комиссии могут быть оспорены в суде. С учетом того, что целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных   пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ, пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные соответственно главой 25 ГПК РФ, главой 22 КАС РФ».  
Комментарий к пункту 4.
          Как уже было указано выше, Верховный Суд РФ в системе административных исков (дел) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости различает требования о пересмотре кадастровой стоимости и требования об оспаривании действий (бездействий) комиссии. С точки зрения подсудности указанных дел, никакого различия между ними не существует, поскольку и те и другие дела должны рассматриваться по правилам подсудности, установленной пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, т.е. верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономных областей и автономных округов в качестве суда первой инстанции.
     Но что касается иных процессуальных моментов рассмотрения названных выше требований, то различия весьма существенны. В комментариях к настоящему пункту мы только обозначим данные различия, имея в виду, что более подробно эти различия будут рассмотрены в дальнейшем.
     Итак, чем же будет отличаться порядок рассмотрения требований о пересмотре кадастровой стоимости от требований об оспаривании решения комиссии:
(а) сроки обращения в суд:
- для требований о пересмотре кадастровой стоимости - не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ);
- для требований об оспаривании решения комиссии - не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов  (статья 219 КАС РФ), о чем прямо говорится в пункте 8 комментируемого постановления;
(б) распределение бремени доказывания:
- при рассмотрении заявления об оспаривании решения комиссии административный истец обязан доказать лишь факт нарушения его права и законного интереса, а также соблюдение сроков обращения в суд  (пункты 1,2 части 9 статьи 226 КАС РФ);
- при рассмотрении заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обязан доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости  или достоверность величины рыночной стоимости, указанной в отчете   на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 5 статьи 247, часть 1 статьи 248 КАС РФ);
(в) сроки рассмотрения административного дела:
- для рассмотрения заявлений об оспаривании решения комиссии - один месяц  со дня поступления административного искового заявления в суд (статья 226 пункт 1 КАС РФ);
- для рассмотрения дел о пересмотре кадастровой стоимости - два месяца со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству – для рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (статья 141 КАС РФ);
(г) состав лиц, участвующих в деле:
- по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана (территориальное управление Росреестра); 
– по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости  административными ответчиками являются орган государственной исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (территориальное управление Росреестра);
- по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, а также орган, на который возложена обязанность по осуществлению функций государственного кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, поскольку именно на этом органе будет лежать обязанность исправлению кадастровой или технической ошибки;
- по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 ФЗ Об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
      Некоторые особенности территориальной подсудности присущи делам об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В силу того, что административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии является заявлением об оспаривании действий (бездействия) организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, то оно может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Другими словами, гражданин, оспаривающий решение комиссии (хотя подобное оспаривание для него не является обязательным), может обратиться в суд не по месту нахождения комиссии, а по месту своего жительства.