127055, Москва, ул. Лесная 39
Пн-Пт 9:00 — 18:00
Сб, Вс — выходной
29 декабря 2019

Владимир Путин внес в Госдуму пакет законопроектов, направленных на формирование благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в стране. Предлагается изменить условия наступления уголовной ответственности за нарушение требований валютного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 193 Уголовного кодекса РФ. В частности, поправки предполагают, что неразмещение денежных средств (в иностранной валюте или валюте РФ) в крупном размере на валютных счетах уполномоченного банка по заключенным внешнеторговым договорам с иностранными лицами о продаже товаров, работ, услуг будет считаться уголовно наказуемым лишь в том случае, если ранее за аналогичное деяние лицо уже подвергалось административному наказанию.

Соответственно, в ст. 15.25 КоАП вводится связанная с указанным положением норма (ч. 5.2) об установлении административной ответственности за такое правонарушение, если сумма незачисленных средств не превысит 100 млн руб. Данное изменение в КоАП РФ предусмотрено в отдельном законопроекте "О внесении изменений в ст. 15.25 и ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Также планируется внести корреспондирующие изменения в ст. 76.1 УК РФ и ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Примечание к ст. 193 УК РФ предлагается скорректировать в части установления сумм крупного и особо крупного размеров незачисленных денежных средств, превысив которые лицо будет подвергнуто уголовной ответственности, и увеличить для крупного размера сумму с 9 млн до 100 млн руб., а для особо крупного – с 45 млн до 150 млн. руб. Однако предложение уравнять ответственность за указанное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с наказанием, определенным для совершивших это преступление в составе организованной группы, напротив, свидетельствует о сдержанности в проявлении лояльности за нарушения в указанной сфере в тех случаях, когда они обретают характер организованного умысла на нарушение закона, что находит отражение в усилении наказания за предварительный сговор (ч. 2 ст. 193 УК РФ). Об этом указывается и в пояснительной записке к законопроекту. В частности, сообщается, что данные изменения подготовлены в целях защиты прав российского экспортера в ситуациях, когда зачисление валютной выручки в банк осуществляется с задержкой не по его вине, а, например, вследствие применения в отношении него иностранных санкций.

Помимо этого, вносятся изменения и в примечания к ст. 198, ст. 199, ст. 199.1, ст. 199.3 и ст. 199.4 УК РФ в части, касающейся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных как физлицами, так и юрлицами (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, сборов, страховых взносов, иных обязательных платежей. Предлагается отказаться от порядка исчисления недоимок в пределах трех финансовых лет подряд в процентных долях, оставив минимальные пороговые значения указанных платежей в виде уже установленных для данных целей в качестве альтернативы твердых денежных сумм.

В примечании к ст. 210 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), предлагается указать, что учредители, руководители и работники юрлица, его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу организационно-штатной структуры организации и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности. Отмечается, что ответственность за данное преступление наступит только в том случае, когда юрлицо или его структурное подразделение были созданы специально для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость такого дополнительного разъяснения положений статьи обусловлена тем, что в судебно-следственной практике в последнее время наблюдается тенденция формального подхода к ее применению. Это проявляется в том, что по ст. 210 УК РФ привлекают учредителей, руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность, и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью.

Источник: ГАРАНТ.РУ