127055, Москва, ул. Лесная 39
Пн-Пт 9:00 — 18:00
Сб, Вс — выходной
Мы в социальных сетях:
5 Июня 2018

Судебный эксперт ПБ «Тимофеев и партнёры» Вадим Устинов ответил на часто задаваемые вопросы о почерковедение.

 

 - Как по почерку составляется психологический портрет личности?

Составление психологического портрета личности по почерку является диагностической задачей в почерковедческой экспертизе. На практике такая задача встречается крайне редко, особенно в части назначения такой экспертизы судом. В основном, потребность в установлении психологических свойств личности по почерку имеется у оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, а также организаций, принимающих работников на работу. Благодаря определенным зависимостям признаков почерка и признаков психологических свойств между собой, можно скрытно составить психологических портрет личности, например по заявлению о приеме на работу или взятому объяснению.

В настоящее время, ведущими учеными-почерковедами России (В.Ф.Орлова, М.В.Бобовкин) на основе теоретических изысканий установлено, что между почерком лица и его психологическими свойствами существует корреляционная зависимость. Однако, в чем она проявляется конкретно, до настоящего времени не установлено. Методик, которые можно было бы применять на практике с достаточной долей достоверности и объективности для решения такой задачи не существует.

Вместе с тем, некоторые «эксперты» берут на себя ответственность решать задачу такого рода, уверяя в том, что результаты их исследований – истинны. Они называют себя графологами. Графология (греч. graphe - почерк, logos - учение) – учение о том, что между индивидуальными характеристиками человека и его почерком существует тесная взаимосвязь[1]. Существует множество графологических школ, однако в российском ученом сообществе графология считается псевдонаукой, то есть ее положения научно не доказаны и не подтверждены практикой, соответственно использовать и применять ее какие-то положения, особенно для нужд судопроизводства, не представляется возможным. Графологию можно сравнить с хиромантией (гаданием по руке).

Несомненно, задача установления психологических свойств личности по почерку является очень актуальной. Однако, на сегодняшний день, она не решена до конца. Предпринимаются попытки установления конкретных закономерностей, выработки решающих правил и функций, однако как методика пока не реализована. И прерогатива это, прежде всего, профессионалов экспертов-почерковедов и психологов, а не шарлатанов, называющих себя графологами, создающими вокруг себя мнения о профессионализме в изучаемой области знаний.

  - Как определяется пол обладателя почерка?

В настоящее время в почерковедении существует несколько методик установления пола исполнителя рукописи. Большинство из них являются вероятно-статистическими. Они были созданы статистической выборкой респондентов и установлением вероятного проявления «мужских» и «женских» признаков в разных рукописях. Выводы таких методик являются вероятными. В качестве объектов исследования могут выступать только буквенные рукописи. Установить пол исполнителя подписи в настоящее время не представляется возможным.

Кроме указанных методик, существует альтернативный способ установления пола исполнителя рукописи. Это интеллектуальная система анализа криминалистических данных, основанная на ДСМ-методе автоматического порождения гипотез, разработанная коллективом авторов (В.В.Устинов, А.С.Комаров, В.К.Финн, В.Ю.Федорович, С.М.Гусакова). Данный метод основан на логико-комбинаторном выявлении в спорной рукописи, на основе сформированной базы знаний, мужских и женских признаков, на которых система обучена. Данная методика является объективным способом решения данной задачи. При достаточной разработанности данной проблемы, задача установления пола исполнителя рукописи встречается крайне редко.

- К каким уловкам обычно прибегают при подделке почерка и подписи?

Данный вопрос является очень актуальным. При этом почерк подделывают крайне редко, в основном при выполнении кратких и цифровых записей (суммы прописью, расшифровка подиси). Подделывать почерк, выполняя большие тексты, нецелесообразно. Подпись является самым подделываемым объектом почерковедческой экспертизы, так как ее выполнение рукописным способом в идентификационно-правовых целях пока ничем не заменено в широкой практике документооборота.

Способов подделки указанных рукописных объектов достаточно много, и их можно разделить на 2 группы: с использованием технических средств и приемов и без такового.

К подделке рукописи с использованием технических средств и приемов можно отнести следующие способы:

- выполнение подписи с использованием копировально-множительных устройств (сканеры, лазерные и струйные принтеры). Подпись сканируют, при необходимости производят монтаж с помощью графических редакторов, распечатывают документ;

- выполнение подписи методом влажного копирования с оригинала. Специальным раствором смачивают специальную бумагу, затем прикладывают ее к подделываемой подписи, получая ее отображение, затем переносят это отображение на необходимый документ, тем самым получая изображение необходимой подписи;

- факсимиле, то есть печатная форма (печать), на рабочей стороне которой имеется изображение необходимой подписи. Смачивая печатную форму в штемпельной или иной краске – затем осуществляется перенос на бумагу;

- графопостроитель (плоттер), то есть такое устройство, которое может рисовать любой объект, созданный компьютерными средствами, в том числе рукопись. Сложность заключается в том, что изображение формируется привычным пишущем прибором (ручкой), но способ выполнения нерукописный;

- перерисование на просвет, выполнение после предварительной обводки, например карандашом, через копирку и т.д.

При установлении одного из указанных способов, подпись, точнее изображение подписи, считается объектом технической экспертизы документов, а не почерковедческой экспертизы, так как выполнена не рукой. Подпись – это собственноручно выполненное полное или частичное графическое изображение фамилии, имени, отчества конкретного лица или условное графическое начертание в виде письменных знаков, не образующих букв, нанесенное на документ в удостоверительных целях.

К подделке рукописи без использования технических средств и приемов можно отнести следующие способы:

- подражание подписи «на глаз», для чего характерно зрительное восприятие подписи- оригинала и ее срисовывание непосредственно на документ либо в качестве одного или нескольких пробных вариантов на лист бумаги и лишь затем - на документ. Данный вид подражания предполагает неоднократную сверку с оригиналом в процессе выполнения, поэтому такая подпись реализуется не как единая система, а по частям. В основном, внимание подражателя сосредоточено на внешнем виде подписи и наиболее броских ее признаках, при этом мелкие детали часто упускаются из виду. Таким образом, успех подражания «на глаз», наряду с перечисленными выше факторами, в большой мере зависит от остроты, полноты и точности зрительного восприятия. Между тем попытки воспроизвести даже воспринимаемые подражателем признаки не всегда могут быть удачными в силу отсутствия соответствующего навыка и невозможности удерживать внимание одновременно на нескольких действиях: выполнять, контролировать и сохранять соответствующий темп;

- подражание по памяти, которое предполагает воспроизведение ранее виденной подписи. Точность данного вида подражания наряду с перечисленными выше факторами зависит от длительности наблюдения подписи-оригинала, характера запоминания (преднамеренное, непреднамеренное) и особенностей памяти подражателя, определяющих стойкость зрительного образа. Если подпись-оригинал простая и краткая, запоминание осуществлялось преднамеренно, без ограничения по времени, подражатель обладает высоковыработанным и пластичным письменно-двигательным навыком, это может обеспечить достаточно успешное подражание по памяти. Однако в большинстве случаев исполнитель воспроизводит лишь наиболее броские признаки подделываемой подписи, придавая ей только относительное сходство с оригиналом. В отличие от подражания «на глаз», в данной подписи проявляется гораздо большее количество собственных признаков почерка и подписи подражателя;

-  подражание с предварительной тренировкой, которое предполагает выработку определенного навыка выполнения чужой подписи, при котором ее воспроизведение содержит большие или меньшие элементы автоматизма. Однако геометрическая, метрическая, конфигурационная картина подписи-оригинала не полностью доступна воспроизведению другим лицом даже после специальной тренировки. Хорошо распознаются зрительно или учитываются в выработке навыка выполнения чужой подписи только крупные звенья, характеризующиеся определенной геометрической конфигурацией и броскими особенностями метрики. Менее доступны сознательному контролю и воспроизведению в чужой подписи мелкая метрика, метрика отношений, отношения направлений и размещения движений. Еще сложнее отобразить ритмические, нажимные особенности подписи, имеющие внутренний контроль. На особенности формирования навыка выполнения чужой подписи оказывает влияние длительность специальной тренировки. Каждый этап тренировки характеризуется большим или меньшим сходством с оригиналом и разным соотношением совпадающих и различающихся признаков. Начальный этап упражнений фактически соответствует подражанию «на глаз» либо по памяти. При этом в качестве эталона, как правило, используют подлинную подпись, реже - ее зрительный образ. По мере увеличения тренированности зрительный образ чужой подписи закрепляется, отпадает необходимость сверять выполняемую подпись с оригиналом. Однако до определенного момента исполнитель не может полностью отказаться от контроля за своими движениями, что проявляется в монотонном темпе, сильном (реже слабом) нажиме, его нестандартности и малой дифференцированности. При средней тренированности, как правило, наблюдается максимальное сходство с подписью- оригиналом. По мере продолжения тренировок и возрастания темпа письма в подписи происходят подсознательные приспособительные изменения некоторых признаков, соответствие оригиналу становится меньшим. В итоге сформированная подпись от имени другого лица приобретает качественно новые свойства (как некий синтез желаемого и возможного), которые отражены в устойчивых признаках исполнителя;

- намеренное изменение собственной подписи (автоподлог) является одним из наиболее трудно распознаваемых видов субъективных изменений подписи. Это в первую очередь связано с краткостью содержащегося в ней почеркового материала, в котором трудно выявить диагностические признаки, свидетельствующие о субъективном характере изменений. Говоря о намеренности, имеется в виду волевой, сознательный характер переконструирования подписи, при этом эксперт не дает оценку, какие цели преследовал исполнитель (последующий отказ или формирование нового варианта подписи), что является прерогативой следственных или судебных органов.

 - Какая ответственность предусмотрена за подделку подписи законодательством?

За подделку подписи и, соответственно, документа, который она удостоверяет, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 159 УК РФ мошенничество и 327 УК РФ 327 УК РФ в зависимости от вида документа, его происхождения и целевого назначения и действий привлекаемых лиц. Также имеют место налоговые преступления.

Такая ответственность может наступить непосредственно при выявлении признаков состава преступления в рамках проверки по уголовным дела или результатам оперативных мероприятия, а также после гражданского или арбитражного процессов, в рамках которых была проведена экспертиза почерка и подписи, которая установила, что подпись выполнена не лицом, от имени которого она значится. По инициативе одной из сторон может быть инициирована доследственная проверка информации о преступлении.

  - Какую подпись подделать сложнее всего?

С криминалистической точки зрения подделать подпись невозможно. Если эксперт – опытный профессионал, он всегда установит факт (при его наличие) выполнения рукописи другим лицом, а не тем, от чьего имени она значится.

Осложнить установление факта подделки можно современными способами, например, с использованием графопостроителя, а также подражанием с предварительной тренировкой при наличии гибкого письменно-двигательного навыка.

Вместе с тем, осложнить процесс подделки подписи также возможно, и необходимо. Сложно подделать любую подпись (если это конечно не галочка или петелька), и особенно ту, которая выполняется в очень быстром привычном темпе. Более того, чем сложнее подпись, чем она менее четкая и менее вариационная, подделать ее будет сложнее.  



[1] Практическая графология: как узнать характер по почерку (Е. Л. Исаева, 2010)