127055, Москва, ул. Лесная 39
Пн-Пт 9:00 — 18:00
Сб, Вс — выходной
Сб, Вс — выходной
20 сентября 2019
Устранить все шероховатости в этой сфере призван правительственный законопроект, который до конца осенней сессии планируется внести в парламент. Инициативу, устраняющую не только проблемные места применяемой методологии, но и вносящую принципиальные изменения в некоторые её параметры, обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты» 18 сентября члены рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности.
С 2015 года количество регионов, перешедших с инвентаризационной системы оценки имущества на кадастровую, увеличилось с 28 до 63, а в 2018 году по новым правилам оценку имущества провели в 35 регионах.
Переход к этой системе проведения государственной кадастровой оценки (ГКО) предусмотрен Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке». Согласно порядку, определение кадастровой стоимости объекта недвижимости проводится бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса.
По идее, кадастровая стоимость не должна превышать рыночную, однако, по словам члена Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Олега Николаева, процесс оспаривания результатов оценки как на уровне комиссии при Росреестре, так и в судах показывает, что тема несправедливой оценки имущества далеко не исчерпана. По его мнению, существующие подходы к определению кадастровой стоимости ведут к её завышению.
«Статистика свидетельствует, что из 54 тысяч обращений граждан в комиссию при Росреестре 60 процентов были одобрены и стоимость недвижимости была снижена. А из 114 тысяч судебных исков были удовлетворены более девяти тысяч. Методика, следовательно, не совсем верная, по которой оценивается стоимость недвижимости», — отметил депутат, предложив проанализировать опыт субъектов, «у которых уже сложилась своя практика.
Справедливость выводов депутата по части несовершенства методики оценки имущества подтвердил и замдиректора департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Берестянский. Он отметил, что при анализе правоприменительной практики выяснилось, что есть необходимость в гармонизации ряда правовых установок.
«Мы подготовили законопроект, который дальше развивает идею балансировки интересов владельцев объектов недвижимости и регионов как по части исправления ошибок при определении кадастровой стоимости, так и в части установления её в размере рыночной. В ближайшее время документ должен быть внесён в Государственную Думу», — уточнил чиновник.
По словам Берестянского, документ предполагает создание единых стандартизированных программных инструментов для облегчения процесса определении кадастровой стоимости. С учётом потребности бюджетных учреждений в информационной базе, которая может быть использована для повышения качества определения стоимости, проект вносит изменения в декларацию характеристик объектов недвижимости. После принятия такой нормы станет проще взаимодействовать с бюджетным учреждением, уверен представитель Минэкономразвития.
При этом замглавы департамента напомнил, что, хотя закон о кадастровой оценке и предполагает единые стандарты определения кадастровой стоимости, они нуждаются в серьёзном усовершенствовании, что также отражено в законопроекте.
«От целого ряда регионов уже сейчас к нам поступают предложения, где стоит донастроить методические указания, чтобы они стали более понятными, более приемлемыми и более исполнимыми самими бюджетными учреждениями, — пояснил Берестянский. — Министерство приняло для себя стратегию корректировки методических указаний. На первом этапе мы вносим наиболее существенные правки, которые необходимо реализовать, что называется, здесь и сейчас. На втором этапе запланировано создать рабочую группу, которая приступит к работе уже в октябре этого года».
Этой комиссии, куда войдут представители науки и профессионального сообщества оценщиков недвижимости, предстоит заняться дальнейшим развитием методических указаний государственной кадастровой оценки. «Надеюсь, что в течение года мы отработаем документ и к завершению переходного периода получим более качественный результат», — пообещал чиновник.
Закон имеет три принципиальные новации, усиливающие правовую защиту россиян.
Первая вступила в силу с 1 января 2019 года и предусматривает перерасчёт во всех регионах налогов на имущество физлиц и земельного налога. Новые условия расчёта предполагают в случае, если гражданин своевременно оплачивает все налоги, то при перерасчёте увеличение налога не последует.
Вторая новелла вводит ограничивающий десятипроцентный коэффициент по росту налога по отношению к предыдущему году.
Третье нововведение — новый принцип оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости. Раньше в Налоговом кодексе была норма, согласно которой, если налогоплательщик не соглашался с кадастровой стоимостью, её оспаривали путём установления индивидуальной рыночной оценки, которая применялась с 1 января года, когда гражданин подал заявление об оспаривании кадастровой стоимости. Согласно принятым поправкам, если суд признает правоту гражданина, то это решение будет означать перерасчёт всех предшествующих налоговых периодов, за которые применялась оспоренная стоимость.
Ещё одна новация касается граждан предпенсионного возраста, то есть тех, кто имел по состоянию на 31 декабря 2018 года право на назначение пенсии в возрасте 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). Для них сохраняются все льготы по местным имущественным налогам.
Источник: Парламентская газета