127055, Москва, ул. Лесная 39
Пн-Пт 9:00 — 18:00
Сб, Вс — выходной
Сб, Вс — выходной
5 июля 2022
- Вопрос о том, может ли тот или иной документ быть оспорен в судебном порядке, разрешается в зависимости от его содержания. Наименование оспариваемого документа определяющего значения в этом отношении не имеет.
Акты налоговых и таможенных проверок, а также акты контрольных (надзорных) мероприятий не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. Вместе с тем заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки, в том числе предписание об устранении выявленных нарушений.
Не подлежат самостоятельному оспариванию также документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества (удостоверения, свидетельства, справки и т. п.).
- В порядке гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ могут быть оспорены в том числе решения и действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов, не имеющих статуса юридического лица (межведомственных комиссий, экзаменационных, призывных комиссий, ВАК, комиссий по разработке территориальных программ ОМС и др.), а также организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями (например, медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляющих медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством, созданных субъектом РФ бюджетных учреждений, наделенных полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости).
- Вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела определяются судом в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения. Оформление искового заявления вместо административного искового заявления (заявления, подаваемого в порядке гл. 24 АПК РФ) не влияет на определение вида судопроизводства (производства по делу).
- Проверка законности оспариваемых решений и действий (бездействия) не должна ограничиваться лишь формальной оценкой их соответствия требованиям правовых норм. Следует исходить из того, что органам публичной власти и их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью выполнения формальных требований, если соответствующее решение (действие) может быть осуществлено без их соблюдения, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
- Противоречащие закону акты, содержащие разъяснения законодательства (методические рекомендации, разъяснения, письма и т.п.), по общему правилу не учитываются судом при рассмотрении дела. Исключением могут быть случаи, когда на основании разъяснений, в том числе адресованных конкретным лицам, были реализованы права (исполнены обязанности) гражданина, организации и с учетом обстоятельств дела необходимо обеспечить поддержание доверия к закону и действиям государства.
В рассматриваемом постановлении разъясняются также иные вопросы, связанные с данной категории дел (подсудность, срок обращения в суд и др.).
Источник: ГАРАНТ.РУ