127055, Москва, ул. Лесная 39
Пн-Пт 9:00 — 18:00
Сб, Вс — выходной
28 Октября 2022
Об этом в ходе круглого стола, посвященного обсуждению реализации предложений доклада Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей по разделу «Кадастры, земельные отношения и имущественные права», сообщил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.

Как известно, с 1 января 2020 года все полномочия по государственной кадастровой оценке недвижимости переданы в специализированные государственные бюджетные учреждения (ГБУ). В ведение этих же учреждений передана и процедура досудебного оспаривания кадастровой стоимости (точнее, «установления кадастровой стоимости в размере рыночной»). С уточнением, что до 1 января 2023 года администрации регионов имеют право сами определять – переходить на новый порядок или сохранять прежний, при котором кадастровая стоимость оспаривается на региональной комиссии, включающей специалистов Росреестра, оценщиков и местного бизнес-омбудсмена.

«Действующий порядок таков, что с 1 января предпринимателю, не согласному с решением ГБУ, придется в безальтернативном порядке обращаться непосредственно в суд, с оплатой судебных издержек, - отмечал ранее Борис Титов. - Комиссии по оспариванию работать прекратят. Между тем они представляют собой удобный инструмент приведения кадастровой стоимости к рыночному уровню, гораздо более экономичный для бизнеса. В текущей ситуации стоило бы сохранить их работу».

«Подавляющее большинство ГБУ не готовы к такому переходу ни кадрово, ни функционально, - заявил в ходе круглого стола президент СРО «Региональная ассоциация оценщиков» Кирилл Кулаков. – Собственно, и руководство само это признает. Крупнейшие ГБУ – в Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – на новый порядок еще не перешли, и не торопятся. По моим данным, они совсем не возражали бы против продолжения работы независимых комиссий. Тем более что схема, когда налогоплательщик обращается за оспариванием кадастровой стоимости в тот же самый орган, который ее и установил, имеет явные признаки аффилированности».

«Пока такой законодательной инициативы нет, но в ряде субъектов она прорабатывается, - отметил статс-секретарь Росреестра Алексей Бутовецкий. – Пока что на новый порядок досудебного обжалования перешли всего 42 субъекта Федерации, остальные продолжают работать через комиссии. Поэтому совершенно не исключаю, что в конце года кто-то из депутатов или региональных парламентов инициирует продление переходного периода, который закреплен в статье 22.1 закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Росреестр, со своей стороны, возражать не будет».

«На фоне возможного продления работы комиссий срочно требуется выработать единый регламент работы ГБУ, - подчеркнула общественный омбудсмен по вопросам имущественных отношений Марина Карпова. – Мы исследовали специфику 26 ГБУ, выводы – сейчас в этом деле полный разнобой. Как следствие, в разных регионах все показатели различаются очень сильно. В сотни раз разброс по количеству подаваемых заявлений, в разы - доля удовлетворенных заявлений и тех, которые приходится подавать повторно».    

Росреестр, по словам Алексея Бутовецкого, намерен детально исследовать итоги работы общественного омбудсмена, и на ее основании в 2023 году подготовить единый регламент работы ГБУ по досудебному оспариванию. В частности, в закон о государственной кадастровой оценке предполагается внести описание порядка рассмотрения рыночных отчетов, представленных заявителем.

Источник информации: Информ-24