Сб, Вс — выходной
После длительного снижения уровня вакантных площадей московские торгцентры возвращаются к показателям кризисного периода 2014–2015 годов: доля свободных помещений в них за счет снижение активности арендаторов заметно растет. Надежды на улучшение конъюнктуры в ближайшее время нет. Динамика выхода международных брендов в Россию демонстрирует исторический минимум, а российские розничные сети сдвигают сроки открытия магазинов.
Наблюдавшееся на рынке в течение четырех лет снижение доли вакантных площадей в московских торгцентрах сменилось ростом. По итогам первого полугодия средний уровень вакантности составил 5,2%, увеличившись на 1,1 процентного пункта (п. п.) относительно конца прошлого года. Такие данные в своем исследовании приводит JLL. В Knight Frank тоже заметили рост показателя. По оценкам компании, вакантность площадей в качественных торгцентрах Москвы по итогам полугодия составила 10%, увеличившись на 2,9 п. п относительно аналогичного периода прошлого года. Это самое большое значение с кризиса 2014–2015 годов. В Knight Frank добавляют, что в торговых центрах, введенных в эксплуатацию более двух лет назад, сейчас пустует 5,3% помещений, но в новых объектах свободно 14% площадей.
Основной причиной роста вакантности стали ограничения на работу торгцентров из-за пандемии COVID-19. По оценкам директора департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгении Хакбердиевой, в Москве в апреле—мае в торгцентрах было закрыто 80% магазинов.
Руководитель отдела исследований JLL Владислав Фадеев отмечает, что на динамику увеличения доли пустующих площадей также оказывает влияние ввод в эксплуатацию новых объектов: суммарно в столице в этом году было открыто 142 тыс. кв. м новых торговых площадей. На этом фоне, по данным Knight Frank, базовые ставки аренды для якорных арендаторов и операторов торговой галереи в некоторых случаях показали снижение до 25%. Максимальная стоимость аренды сейчас установлена на фудкортах и может достигать 120 тыс. руб. за 1 кв. м в год.
Консультанты ждут, что тенденция к росту доли вакантности в Москве сохранится. В JLL прогнозируют, что по итогам года показатель достигнет 10%. Предпосылок для роста заполняемости пока действительно нет: согласно оценкам консультантов, за первые шесть месяцев 2020 года на рынок вышли только семь новых ритейлеров. Это на четыре меньше, чем за тот же период 2019 года, и минимальный показатель за всю историю наблюдений.
Источник: Коммерсантъ