127055, Москва, ул. Лесная 39
Пн-Пт 9:00 — 18:00
Сб, Вс — выходной
30 марта 2023
ФНС России доводит до сведения определение СКЭС ВС РФ о применении льготной ставки земельного налога (Письмо ФНС России от 23 марта 2023 г. № БС-4-21/3510@, Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 21 марта 2023 г. № 305-ЭС22-24825).

Налогоплательщик считал, что поскольку на земельном участке находятся объекты инженерной структуры ЖКХ, к занятой ими части участка должна применяться пониженная ставка земельного налога (0,3%). Налоговый орган с этим не согласился: если земля под объектами ЖКХ не выделена, то весь участок должен облагаться по общей ставке до 1,5%.

Налогоплательщик на основании технического заключения кадастрового инженера, а также документов, подтверждающих факт оказания услуг населению, доказал расположение на спорном участке объектов ЖКХ. При этом самостоятельный участок под этими объектами не был сформирован из-за трудности выделения земли под пересекающимися линейными сооружениями.

Решением АС Московской области от 3 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого ААС от 2 июня 2022 г., заявленное обществом требование удовлетворено. Однако АС Московского округа постановлением от 7 сентября 2022 г. отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, указав, что по смыслу положений п. 1 ст. 389, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 394 НК РФ на один земельный участок не может быть установлено несколько налоговых ставок, однако суды применили две налоговые ставки (0,3% и 1,5 %) в отношении одного участка, сославшись на трудности его раздела.

Общество обратилось в СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ с кассационной жалобой. СКЭК ВС РФ указала, что в силу п. 2 ст. 391 НК РФ установление различных налоговых ставок в отношении земельного участка является основанием для отдельного расчета налоговой базы. Поскольку порядок такого расчета не определен, то налоговая база в отношении части участка, приходящейся на объекты ЖКХ, может определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка (п. 7 ст. 3 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ отдельный расчет налоговой базы может производиться на основе различных документально подтвержденных данных (сведения из ЕГРН, вступившие в законную силу судебные акты, кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и т. п.), при условии, что они позволяют достоверно определить площадь земельного участка, занятого объектами инженерной инфраструктуры. Поэтому СКЭС ВС РФ отменила постановление АС кассационной инстанции, и решила оставить в силе решение в пользу налогоплательщика.

Источник: ГАРАНТ.РУ